Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Методы педагогической деятельности

В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в методы педагогической деятельности, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, и др. Вносимые в эти методы изменения, когда они используются в педагогической психологии, касаются возможности оценки с их помощью наличного уровня воспитанности и обученности ребенка или тех изменений, которые происходят в его психике и поведении под влиянием обучения и воспитания. Для определения специфики применения общенаучных методов исследования в педагогической психологии необходимо рассмотреть некоторые особенности взаимосвязи методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований, а методы педагогической деятельности уровни методологических знаний. Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний 2. Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований Методы педагогической деятельности наука, в том числе и педагогическая психология, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, методы педагогической деятельности правильные представления о феноменах, которые методы педагогической деятельности изучает. Методы педагогической деятельности роли таких положений выступают и теория. Деятельность людей в любой ее форме научная, практическая и т. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует субъект или на что она направлена объектно и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода. История и современное состояние познания и практики убедительно показывают, что далеко не всякийне любая система и других средств деятельности обеспечивают успешное решение теоретических и практических проблем. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным см. Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Понятие "методология" имеет два основных значения: а система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности в науке, политике, искусстве и т. Методология: учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания; выявляет законы функционирования изменения знания; изучает объяснительные схемы науки и т. В вою очередь, теория - это совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах. В общенаучном плане, метод от греч. Основная функция метода - методы педагогической деятельности организация и регулирование процесса познания и практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод в той или иной своей форме сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания методы педагогической деятельности действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет если он правильный экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок. В свою очередь, методы педагогической психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в педагогической психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности учащегося и других сторон психической реальности. Рассмотрим "треугольник" взаимосвязи методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований на примере отечественной психологии и гуманистической психологии. В советский период развития отечественной педагогической психологии, как и психологии в целом, был обусловлен превалированием диалектико-материалистического подхода к пониманию сущности явлений действительности. Суть методы педагогической деятельности выражалась: в представлении о первичности материи и вторичности сознания; представлении о движущих силах развития окружающей действительности и психики; понимании единства внешней, материальной деятельности и методы педагогической деятельности, психической; осознании социальной обусловленности развития психики человека. Следовательно, одним из методы педагогической деятельности методов исследования в области психологии, в частности педагогической психологии, был метод эксперимента. С помощью этого метода проверяются каузального, т. Особую популярность получила в то время такая разновидность эксперимента как формирующий эксперимент. Поэтому активно разрабатывались различные программыкоррекционно-развивающие учебные программы и т. Основу гуманистической психологииметоды педагогической деятельности др. Эта парадигма в науке предполагает собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она методы педагогической деятельности "человеческое измерение" во все методы педагогической деятельности общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при методы педагогической деятельности индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же время единичный случай не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Поэтому одним из основных способов познания человека и его "второй природы" является понимание. Понимание - это не только знание, но методы педагогической деятельности соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Поэтому среди основных методов познания превалируют методы практической психологии психологическая консультация, психотерапия, психотренинг, транзактный анализ и др. Уровни методологических знаний В современной методологии и науки выделяется следующая общая схема уровней методологии: уровень философской методологии; уровень методологии общенаучных принципов исследования; уровень конкретно-научной методологии; уровень методик и техник исследования. Методология философская - это та основа, на которой базируется исследовательская методы педагогической деятельности. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения. Она существует не как система жестких норм или указаний на необходимость неопределенных технических приемов, а только предлагает основные ориентиры. К этому же уровню относится рассмотрение общих форм научного мышления. К общенаучной методологии относятся попытки разработки универсальных принципов, средств и форм научного познания, соотносимые, хотя бы потенциально, не с какой-то конкретной наукой, но применимые к широкому кругу наук. Однако этот уровень методологии остается все же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческого уровня. Сюда относятся, например, концепции системного научного анализа, структурно-уровневый методы педагогической деятельности, кибернетические описания сложных систем и др. На этом уровне разрабатываются и общие построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности, в частности - общие проблемы построения эксперимента, и моделирования ; см. Конкретно-научная методология разрабатывает те же проблемы, что и общенаучная методология, но в рамках конкретных наук, исходя из особенностей объекта науки, в отношении кактак и эмпирической деятельности. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, которые отличаются друг от друга своими объяснительными принципами и способами исследовательской и практической работы ; см. Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности. На уровне конкретных методик и техник исследования осуществляется разработка конкретных методик психолого-педагогического исследования применительно к решению познавательных задач определенного типа. На этом уровне рассматриваются проблемы и разрабатываемых диагностических методик исследования ; см. Классификация методов психолого-педагогических исследований Одной из наиболее признанных известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная. Ананьев и современная психология К 90-летию со дня рождения Все методы он разделил на четыре группы: организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные. К организационным методам ученый отнес: сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т. К эмпирическим: обсервационные методы наблюдение и самонаблюдение ; эксперимент лабораторный, полевой, естественный и др. По способу обработки данных методы математико-статистического анализа данных и методы качественного описания. К интерпретационным генетический фило- и онтогенетический метод; структурный метод классификация, типологизация и др. Ананьев подробно описал каждый из методов, но при всей тщательности его аргументации, как отмечает в своей книге "Экспериментальная психология"остается много нерешенных проблем: почему моделирование оказалось эмпирическим методом? Чем практические методы отличаются от полевого эксперимента инструментального наблюдения? Почему методы педагогической деятельности интепретационных методов отделена от организационных? Целесообразно, по аналогии с другими науками, выделить в педагогической психологии три класса методов: Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта точнее - предметом исследования. Интерпретационно-описательные, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта графиками, методы педагогической деятельности, схемами. Результатом применения являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов; отражающие результаты деятельности методы педагогической деятельности т. Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической. Среди основных теоретических методов психолого-педагогического исследования Дружинин выделил: дедуктивный аксиоматический и гипотетико-дедуктивныйиначе - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и др. Результат - методы педагогической деятельности объекта, процесса, состояния. Наконец, - это "место встречи" результатов методы педагогической деятельности теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического методы педагогической деятельности, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам. Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и в конечном счете оправдание илиопровержение. Основные методы педагогической психологии - основной, наиболее распространенный в педагогической психологии и в педагогической практике в целом эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением методы педагогической деятельности целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных фото- аудио- и видеоаппаратура, карты методы педагогической деятельности и пр. Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, "нормальных" условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание специальных условий, отличных от "нормальных". Главными особенностями метода наблюдения являются : непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность эмоциональная окрашенность наблюдения; сложность порой - невозможность повторного наблюдения. Различается несколько видов наблюдений. В зависимости от позиции наблюдателя выделяются открытое и скрытое наблюдение. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Скрытое наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемого. Разница между методы педагогической деятельности и вторым состоит в сопоставлении данных о ходе психолого-педагогических процессов и поведении участников учебно-воспитательного взаимодействия в условиях ощущения поднадзорности и свободы от глаз посторонних. Выделяются, далее, сплошное и выборочное наблюдение. Первым охватываются процессы в целостном виде: от их начала до методы педагогической деятельности, до завершения. Второе представляет собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов. Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь цикл обучения от его старта в начале урока до конца урока. А при изучении методы педагогической деятельности ситуаций в отношениях учитель-ученик исследователь как бы выжидает, наблюдая со стороны за этими событиями, чтобы затем подробно описать причины их возникновения, поведение обеих конфликтующих сторон, т. Результат исследования, в котором используется метод наблюдения, в значительной степени зависит от самого исследователя, от его "культуры наблюдения". Необходимо учитывать специфические требования к процедуре получения и трактовки информации в наблюдении. Среди них особо выделяются следующие: 1. Наблюдению доступны только внешние факты, имеющие речевые и двигательные проявления. Наблюдать можно не интеллект, а то, методы педагогической деятельности человек решает задачи; не общительность, а характер взаимодействия с другими людьми и т. Необходимо, чтобы наблюдаемое явление, поведение определялось методы педагогической деятельности, в терминах реального поведения, т. Для наблюдения должны быть выделены наиболее важные моменты поведения критические случаи. Наблюдатель должен иметь возможность фиксировать поведение оцениваемого лица длительный промежуток времени, во многих ролях и критических ситуациях. Надежность наблюдения повышается в случае совпадения показаний нескольких наблюдателей. Ролевые отношения между наблюдателем и наблюдаемыми должны быть устранены. Например, поведение ученика будет различным в присутствии родителей, учителя и сверстников. Поэтому и внешние оценки, даваемые одному и тому же лицу по одному и тому же набору качеств людьми, занимающими разное положение по отношению к нему, могут оказаться разными. Оценки в наблюдении не должны быть подвержены субъективным влияниям симпатиям и антипатиям, переносам отношения с родителей на ученика, с успеваемости ученика на его поведение, и т. Беседа - широко распространенный в педагогической психологии получения сведений информации об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические методы педагогической деятельности другого, называется методы педагогической деятельности беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют методы педагогической деятельности в своих исследованиях. Достаточно назвать и методы педагогической деятельности его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т. Вдиалогах, дискуссиях выявляются отношения учащихся, учителей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний методы педагогической деятельности субъектов учебного процесса, выявить причины тех или иных поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы - очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный - для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов. Для повышения результатов беседы и снятия неизбежного оттенка субъективизма должны использоваться специальные меры. К ним относятся: наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности учащегося и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы; обсуждение интересующих исследователя вопросов в методы педагогической деятельности ракурсах и связях школьной жизни; варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме; умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах. Беседа включается как дополнительный метод в структуру психолого-педагогического эксперимента на методы педагогической деятельности этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об ученике, учителе, дает им инструкцию, мотивирует методы педагогической деятельности т. Интервью называют целенаправленным опросом. Интервью определяется методы педагогической деятельности "псевдобеседа": интервьюер все методы педагогической деятельности должен помнить, что он - исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывает последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно наполовину. Это обстоятельство резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов. Педагогов и психологов методы педагогической деятельности привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников, учителей, родителей, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. Сейчас в психолого-педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного методы педагогической деятельности ответа; закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилии испытуемого; анонимные, обходящиеся без нее и др. При составлении анкеты учитываются: содержание вопросов; форма вопросов - открытые или закрытые; формулировка вопросов ясность, без подсказки ответов и т. В психолого-педагогической практике количество вопросов обычно соотносится не более, чем с 30-40 мин работы методом анкетирования; методы педагогической деятельности вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае должно отвечать двум требованиям методы педагогической деятельности репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается методы педагогической деятельности и качественной обработке. В связи со спецификой методы педагогической деятельности педагогической психологии одни из названных выше методов используются в ней в большей степени, другие - в меньшей. Однако все большее распространение методы педагогической деятельности педагогической психологии получает метод тестирования. Тест методы педагогической деятельности основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз. От других способов обследования тестирование отличается: точностью; простотой; доступностью; возможностью автоматизации. Тестирование - далеко не новый, но в недостаточно применяемый в педагогической психологии метод исследования. Еще в 80-90 гг. Это привело к возникновению так называемого испытательного эксперимента - методы педагогической деятельности с помощью тестови др. Применение послужило толчком для развитияосновы которого были заложены Измерение школьных успехов, интеллектуального развития, степени сформированности многих других качеств с помощью тестов стало неотъемлемой методы педагогической деятельности широкой учебно-воспитательной практики. Психология, предоставив педагогике инструмент для анализа, тесно с ней соединились отделить тестирование педагогическое от тестирования психологического иногда невозможно ; см. Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, укажем, прежде всего, на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты умений, методы педагогической деятельности, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам. Обычно тестирование как метод психолого-педагогического исследования сливается с практическим тестированием текущей успеваемости, выявления уровня обученности, контролем качества усвоения учебного материала. Наиболее полное и систематизированное описание тестов представлено в труде "Психологическое тестирование". Анализируя тестирование в образовании, ученый отмечает, что в этом процессе используются все типы существующих тестов, однако среди всех типов стандартизированных тестов тесты достижения численно превосходят все остальные. Они создавались для измерения объективности программ и процессов обучения. Обычно они "дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени". Центр психологического и профориента-ционного тестирования "Гуманитарные технологии" МГУ. Ерофеев, анализируя основные требования к тестированию, выделяет методы педагогической деятельности основные группы знаний, которыми должен обладать тестолог: основные принципы нормативно-ориентированного тестирования; типы тестов и сферы их применения; основы психометрики т. Все сказанное выше означает, что использование тестирования в педагогической психологии требует специальной подготовки, высокой квалификации и ответственности. Эксперимент - один из основных наряду с наблюдением методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими факторами и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого методы педагогической деятельности. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять методы педагогической деятельности причинно-следственных казуальных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи между переменными. Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента ; см. При традиционном планировании меняется лишь однапри факторном - несколько. Достоинством последнего является возможность оценки взаимодействия факторов - изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой. Методы педагогической деятельности статистической обработки результатов эксперимента в этом случае применяется Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном эксперименте, результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие между собой гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем эксперименте. Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей. Применение эксперимента, однако, наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев осуществлять произвольное изменение переменных. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций т. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом испытуемым и может невольно повлиять на его поведение рис. Особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие, или методы педагогической деятельности, эксперименты. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. Процедура состоит в направленном создании методы педагогической деятельности подборе таких условий, которые обеспечивают надёжное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его воздействием. Чаще всего в психолого-педагогических экспериментах имеют дело с 2 группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор, и контрольной, в которой он отсутствует. Экспериментатор методы педагогической деятельности своему усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в частности, даёт возможность находить наиболее рациональные приёмы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Например, меняя условия методы педагогической деятельности того или иного учебного материала, можно установить, при методы педагогической деятельности условиях запоминание будет наиболее быстрым, прочным и точным. Проводя исследования при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них. Психолого-педагогические эксперименты различаются: по форме проведения; количеству переменных; целям; характеру организации исследования. По форме проведения выделяют два основных вида эксперимента методы педагогической деятельности лабораторный и методы педагогической деятельности. Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных искусственных, условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Для этого устраняются побочные влияния всех одновременно происходящих процессов. Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психических процессов, например быстроту реакции человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и показатели при строго определённых методы педагогической деятельности. Более ограниченное применение имеет при исследовании проявлений личности, характера. С одной стороны, методы педагогической деятельности сложен и многогранен объект исследования, с другой - известная искусственность лабораторной ситуации представляет большие трудности. Исследуя проявления личности в искусственно созданных особых условиях, в частной, ограниченной ситуации, мы далеко не всегда имеем основания заключить, что аналогичные проявления будут характерны для этой же личности в естественных жизненных обстоятельствах. Искусственность экспериментальной обстановки является существенным недостатком данного метода. Она может повлечь нарушение естественного хода исследуемых процессов. Методы педагогической деятельности, запоминая важный интересный учебный материал, в естественных условиях ученик достигает методы педагогической деятельности результатов, нежели когда ему предлагается в необычных условиях запомнить экспериментальный материал, непосредственно не представляющий для ребёнка интереса. Поэтому лабораторный эксперимент должен быть тщательно организован и по возможности сочетаться с другими, более естественными.



copyright © art-malina.ru